(28 июля 2015) Кундаль- украшают купола таких зданий, как Государственный драматический театр им. Лахути и Театр оперы и балета им. С.Айни.
Орнаментальной росписью «кундаль» наш герой занимается вот уже 37 лет. Его работы украшают купола таких зданий, как Государственный драматический театр им. Лахути и Театр оперы и балета им. С.Айни, а также «Кохи Навруз». Об этом сложном, трудоемком и дорогом во всех смыслах этого слова жанре изобразительного искусства VIPzone рассказал художник Махмадкарим Каримзода.
Не арабист, так художник
После окончания средней школы я сдал документы на отделение арабского языка факультета востоковедения Таджикского госуниверситета, но, к сожалению, не прошел мандатную комиссию. А поскольку мне нравилось рисовать, решил поступить в художественное училище, в чем мне повезло больше. Значит, в этом была моя судьба, поскольку теперь уже я совсем не представляю себя без того, чем занимаюсь всю жизнь. За этим занятием у меня невольно возникает и поэтическое вдохновение — и я пишу стихи. Иногда в голове рождаются строки, которые заставляют изложить их в картинах. Ведь приятно осознавать, что здания, украшенные росписью «кундаль», не только в Душанбе, но и в других районах и городах республики, – результат твоего труда и каждый видящий знакомится с твоим духовным миром.
Высота 14 метров – ерунда
Все, кто связан с техникой «кундаль», при оформлении куполов дворцов и театров, как правило, работают на высоте, которая порой достигает 14-16 метров. И ты здесь чувствуешь себя как рыба в воде. Хотя мы не «монтажники-высотники», но нас объединяет высота. Думаю, художники, расписывающие купола, и монтажники должны обладать огромной волей и выдержкой и иметь хорошее чувство равновесия. Малейшее движение уставшей руки в сторону — и кисть уже не повинуется тебе, появляется совсем другой узор, который может выглядеть драматично. Поэтому мы обязаны работать, беспрекословно соблюдая все необходимые меры предосторожности и безопасности.
«От и до»
Мало кто знает, как на самом деле создается работа в стиле «кундаль». В самом начале создается орнамент на кальке, затем по всем линиям иглой наносится сквозной точечный пунктир, а после через эти сквозные точки на основу наносится нужный узор с помощью… нагара. Переведенный таким образом рисунок закрепляется на основе смесью клея с цементом. Раньше вместо нагара использовалась красная глина. Для выпуклости и рельефности узора раствор можно и, скорее всего, нужно наносить многослойно, и только затем уже следует оформлять красками. Там, где необходимо придать блеск, используется краска с добавлением бронзового порошка. Интересно, что в прежние времена, выполняя работы для знатных людей, для создания голубого фона использовали порошок лазурита, натуральные краски, которые дарит сама природа, и затем позолотой покрывали рельефные контуры картины. Работа росписью «кундаль» издавна считалась признаком роскоши, почиталась дорогим подарком и потому не теряет своей ценности и в наши дни.
В тренде
Получивший свое развитие еще в конце XIV — начале XV века и широко применяющийся в архитектуре XVII века, «кундаль» в настоящее время переживает свою «эпоху ренессанса». В наше время все больше архитектурных сооружений оформляется этой богатой орнаментальной росписью, как в частных домах состоятельных людей, так и на государственных объектах.
Часто изделия, украшенные рисунком, выполненным в технике «кундаль», служат в качестве дорогого презента для именитых людей или знатных зарубежных гостей. Стоимость одной самой маленькой по форме и объему работы варьируется где-то в пределах $100-200. А если есть спрос, то работы у нас хватает, тем более если художника вдохновляет все, что его окружает, — природа, культура, литература. Причем этот вид искусства впечатляет не только меня, но и моих детей, которые вместе со мной готовы сутками напролет писать картины, искать новые образы для создания художественных орнаментальных композиций.
Ученики искуснее
Именно через роспись «кундаль» художник-орнаменталист может передать свои мысли — используя необычность сочетания цветовых гамм, причудливое переплетение узоров, а иногда и смешивая темы… Ведь элементы орнамента всегда символичны. В нем есть своеобразное движение жизни, ощущение развития, начало и конец. Орнамент может о многом рассказать, если постараться изучить его язык. Я рад, что в последнее время молодежь все больше обращает внимания на ремесленничество, продолжая вековые традиции орнаменталистики в изобразительном искусстве. Конечно, далеко не каждый может стать мастером по «кундалю», но, тем не менее, у нашей молодежи есть творческий потенциал, который нужно развивать.
Говорят, последователи искуснее мастеров. Уверен, что наша молодежь со свойственной ей тягой ко всему необычному и интересному еще внесет новые, яркие, насыщенные штрихи в этот изящный вид искусства.
http://news.tj/ru