(12 апреля 2016) Состоялось событие в Таджикском академическом театре оперы и балета имени С. Айни прошла премьера оперы Евгений Онегин П.И. Чайковского в постановке Сухроба Усмонова, дирижировал Анвар Шоймуродов, художник — Джамшед Юсупов, балетмейстер — Мария Левицкая, хормейстеры — Елена Тиллоева, Шарифбек Баротов, концертмейстеры — Лола Раджабова, Раъно Абдуджаббарова.
— Даже не зная русского, чувствуешь величие русского языка Пушкина, а о музыке Чайковского можно говорить часами! Я в восторге от оперы! В восторге от артистизма и вокала исполнителей! Как будто я действительно побывал в России той эпохи! Ваш народ должен гордиться своим театром и такими певцами! Благодарю всех создателей оперы за полученное удовольствие! Но я был в шоке, когда узнал, что режиссер-постановщик ещё является студентом ГИТИСа! Какой талант, какое глубокое знание материала!
Марк де ля Фушардиер, директор Культурного центра «Бактрия»:
— Мне кажется, что это был самый прекрасный спектакль, который я видел в этом театре за время своего пребывания в Душанбе! И Пушкин, и Чайковский очень любимы французами, и я очень рад, что смог послушать одну из самых известных опер Чайковского. Мне понравилось все: и постановка, и пение и игра артистов. Мои поздравления театру! Но в оркестре чувствуется нехватка инструментов…
Заур Дахте — легенда культуры Таджикистана, фотохудожник, оператор:
— Сама идея постановки этой оперы была превосходна! Ведь давно не слышали произведений русских классиков! Мне понравилось, как пели артисты, но, к сожалению, оркестр заглушал их голоса, и невозможно было разобрать слова. Во второй части спектакля уже стало лучше. Мои поздравления театру.
Валентина, зрительница:
— Опера мне очень понравилась. Но один момент привел меня в шок: Татьяна, которая валялась на полу (а может быть, и на воображаемой кровати), является на бал в том же платье! Разве такое возможно? Я допускаю, что театр беден, но не нужно было переодевать её в золотошвейные изделия, а можно было просто поменять наряд…
— Мастона, зрительница:
— Опера прекрасная, но после такого временного отрезка можно было бы и поменять костюмы выступающим! А вообще, я очень довольна, и спасибо создателям оперы!
Толиб Норов, главный специалист управления искусств Министерства культуры РТ:
— Больше всего радует тот факт, что в опере участвует молодое поколение театра. Очень выросла профессионально Тиман, стал прекрасно петь Манучехр Рахмонов, да и сам Сухроб очень молод, и отрадно, что он не скопировал вслепую существующую оперу, а осуществил свою постановку, через своё видение этого великого произведения. В его спектакле больше лиризма, интимности. Его Татьяна лирична, романтична. Порадовал оркестр. Невзирая на нехватку многих необходимых музыкальных инструментов, он сделал все возможное, чтобы вытянуть спектакль. Но, к сожалению, после ремонта театра акустика в оркестровой яме изменилась в худшую сторону, из-за чего порой заглушаются голоса певцов. А ещё, подумайте сами, этой оперы не было на нашей сцене более двадцати лет! Мои поздравления театру!
А теперь я могу перейти и к своим впечатлениям.
Прекрасна Татьяна Ангелики Тиман — мечтательная, в каком-то смысле даже замкнутая в себе молодая девушка, которая проводит время только за чтением книг и оторвана от реальной жизни. В постановке Сухроба мы видим не ту Татьяну, к которой мы привыкли, а ту, которую открыл для нас молодой режиссер. Как она мечется от неведомого ей до сих пор чувства, как долго решается открыться Онегину, и с каким трепетом ждет его реакции на своё письмо, и с каким отрешенным видом слушает его нравоучения. И когда, вернувшись после долгих странствий, Онегин воспылал любовью к Татьяне и просит её о свидании, она остается непоколебимой в сознании долга и супружеской верности, невзирая на свою ещё не умершую любовь к нему.
Мне очень понравилась Ольга Шарофат Усмоновой: ей удалось передать, я бы сказала, «один в один» шаловливость, беззаботность, безмятежность своей героини. Она всегда веселая, довольная собою и окружающим её миром, ей некогда думать о более серьезных вещах. Как она легкомысленно флиртует с Онегином, чтобы вызвать ревность своего жениха, не думая о том, что могут быть трагичные последствия её поступка.
Конечно же, превосходен Онегин заслуженного артиста РТ Содыка Нуруллоева: приехав в провинцию из Петербурга, он не может найти себе достойное увлечение, а на балах со сплетницами он жестоко скучает. И чтобы хоть как-то развеяться, начинает ухаживать за Ольгой, возмутив своим поведением своего друга Ленского, который вызывает его на дуэль.
Достоверен его образ, когда, вернувшись после странствий, он с удивлением узнает среди гостей в богатом особняке Татьяну под руку с Гремином, и у него вспыхивает к ней страстная любовь, в которой он признается ей.
Что касается Гремина Сайфулло Юсупова, признаюсь, я всегда восхищаюсь этим певцом, его осанкой, прекрасной игрой, его артистичностью.
Прекрасно спела Ларину Дин Джун.
Не могу не отметить няню Такуй (Ирины) Арутюнян — нежная, заботливая, ласковая, искренно любящая свою подопечную и живущая её чувствами и жизнью. А голос этой певицы уникален, и нет в театре второго такого голоса! Надеюсь, режиссеры, дирижер, художественный руководитель театра знают это и ценят.
Порадовал своим прекрасным пением Манучехр Рахмонов. Думаю, что у этого певца блестящее будущее.
Что касается оркестра, действительно, временами он заглушал певцов. Как всегда был слажен, прекрасен хор.
Но, как говорят театралы, спектакль обкатается и с каждым показом будет становиться совершеннее, лучше, будут устранены небольшие недоделки и промахи.
А в общем, он удался на славу, и хочу поздравить мой любимый театр оперы и балета с очередным успехом и пожелать ему ещё более блестящих творческих удач! И главное, спасибо самому Сухробу Усмонову за его смелость: не побоялся взяться за постановку этой действительно очень популярной и знакомой почти всем оперы! И она удалась на славу! Прекрасные мизансцены, прекрасная режиссерская работа!
Конечно же, спектакль не состоялся бы без огромного труда бутафоров, осветителей, гримеров, рабочих реквизитного цеха, костюмеров, и большое им всем спасибо! И, конечно же, спасибо директору театра Манучехру Муртазо, ибо я свидетельница того, как он переживал за эту постановку, как волновался за премьеру!
С премьерой тебя, любимый театр!