(14 января 2021) Сложно поверить, что таджикские платья, которые девушки носят по сей день, имеют тысячелетнюю историю.
Греки, арабы, турки привнесли свой колорит в одежду наших предков, но таджикские орнаменты, рисунки, а иногда даже крой нарядов никуда не исчезли. Еще сложнее таджикскому платью пришлось в советские времена, но и этот этап оно пережило.
«Таджикский национальный женский костюм с приходом советской власти претерпел некоторые перемены. Например, отказ от паранджи, явление, которое потрясло патриархальное общество, — рассказывает Гузель Майтдинова. — По идеологии советского общества женщина должна была выйти из замкнутого, архаичного вакуума и наравне с мужчинами быть деятельной, в соответствии с требованиями эпохи».
С 1925 года девушки и женщины начали носить тюбетейки, которые ранее были спрятаны под паранджой. В 30-е годы появляются короткие платья до колена, в комплекте со штанами. В зависимости от региона они были разные по форме. В советском обществе пропагандировалось, что национальная одежда — это старомодное, консервативное явление. Многие национальные украшения и платья традиционного кроя постепенно убирались на хранение в сундуки, потом их передавали из поколения в поколение, но в городе их практически не носили.
В конце 80-х – начале 90-х началось движение за возрождение традиционной культуры: вернуть не только язык, но и национальную одежду.
«В то время я встретилась с министром бытового обслуживания Сайфиддином Тураевым и предложила в честь юбилея персидского музыканта Борбада провести показ моды его эпохи, 6-го века, — вспоминает Майтдинова. — Ведь для того, чтобы развить моду, необходимо поднимать пласт народной и исторической одежды. Ему понравилась идея, и на проект были выделены средства».
Показ костюмов эпохи Борбада прошел в сентябре 92-го на первом Всемирном форуме таджиков в Душанбе. Посредством костюмов была показана зороастрийская культура, а сам показ имел ошеломительный успех, о нем писали даже зарубежные СМИ.
«После показа при поддержке Тураева был построен специальный центр моды «Бону», рядом с республиканским ГАИ, в котором я проработала пять лет консультантом, — рассказывает Майтдинова. — В центр пригласили народных мастеров резьбы по дереву, росписи. Само здание было произведением искусства. К сожалению, во время гражданской войны уникальная коллекция одежды, которую мы создали, исчезла, а после сам центр перестал функционировать».
Арабский тренд
После гражданской войны, когда независимый Таджикистан открылся для других государств, с усилением исламского фактора снова начал меняться внешний облик таджиков.
«Из-за тенденции к росту религиозного самосознания вначале у старшего, а затем и у молодого поколения стала распространяться арабская одежда, — говорит Майтдинова. – К тому же из-за пропаганды, что мы часть иранского народа, их наряды тоже стали переходить в нашу культуру. Все это привело к тому, что мы стали терять свою этническую самобытность».
«Некоторые девушки носят чадру и хиджаб не потому, что они религиозные, а потому, что это считается модным», — говорит эксперт.
Об этом, кстати, часто напоминают и компетентные представители власти, которые в последние годы ведут активную борьбу против чуждой одежды. В свою очередь, таджикские современные модельеры пытаются вывести на рынок модернизированный национальный костюм.
«Этого недостаточно, — считает Г. Майтдинова. – На улицах мы часто видим девушек в национальных чапанах из адраса или атласа. Но большая часть из них экспортируется из Узбекистана или Кыргызстана».
Эксперт считает, что, запрещая чуждую одежду, нужно предлагать альтернативу, которая была бы актуальна и за пределами Таджикистана.
«Молодежь будет следовать авангардным тенденциям и моде, которую необходимо для них создавать, — объясняет она. – Но для этого нужен театр моды, этот вопрос должен освещаться в СМИ. Необходимо создавать веб-сайты или страницы в социальных сетях для популяризации национального костюма среди молодого поколения».
По словам эксперта, по местному телевидению в основном показывают чакан и атлас, которые ткут народные мастера в домашних условиях.
«Этим должны заниматься профессионалы, потому что мода — это профессиональное искусство, — утверждает Гузель Майтдинова. – Между народным мастерством и искусством моды есть принципиальная разница. Надо использовать наше богатейшее наследие и современные тенденции моды, чтобы создавать актуальную одежду, которая в первую очередь распространится в элитарной среде, а затем уйдет в массы».
Возвращение к истокам
По словам Майтдиновой, раньше, наблюдая за внешним видом душанбинцев, нельзя было сказать, что это таджикский город, потому что люди одевались так же, как, скажем, в Ташкенте или Москве. Сегодня на улицах видна именно таджикская одежда.
«Наш колорит вернулся в наших нарядах, причем в более изысканной, европеизированной форме, — говорит эксперт. — Лет десять назад в тренде были крупные золотые украшения, этнические мотивы с камнями, «блестяшками» и вышивкой; сейчас в моде более сдержанный стиль».