(28 августа 2020) Таджикистан совместно с Азербайджаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Турцией предложил внести «Анекдоты Насреддина Афанди» в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, сообщает Министерство культуры РТ.
Документы в ЮНЕСКО с таджикской стороны подготовили учёные научно-исследовательского института культуры и информации совместно с Национальной комиссией Таджикистана по делам ЮНЕСКО, пишет ИА Авеста.
Насреддин Афанди или «Ходжа Насреддин» — юмористический персонаж анекдотов, притч и сказок, распространённых на территории Средней Азии, Ближнего Востока, в Китае, Закавказье и на Балканах ещё с XIII века.
Подтверждений того, существовал ли действительно Насреддин Афанди нет, однако у историков и летописцев есть несколько версий о его происхождении. По одной из них, его родина – Бухара, по другой – он вообще родился в Китае. Но всё это некоторым странам не помешало установить в его честь памятники.
Главная черта Афанди, которая и делает его любимцем народа этого региона – наличие чувства юмора и, в то же время, мудрости, заложенной в каждом рассказе о его приключениях. Из любой ситуации восточный шутник и хитрюга, путешествующий по миру на осле, всегда находит выход.
Вот, к примеру:
«Дело было тёплым вечером. Насреддин сидел дома и думал, что неплохо было бы поужинать. Да вот беда – ужин готовить не из чего. Но тут он услышал стук в ворота. На пороге стоял дальний родственник Насреддина, который прибыл издалека и привез с собой гостинец хозяину – утку. Афанди, обрадовавшись, приготовил из неё ужин и съел его вместе с гостем.
На утро родственник уехал и после к Насреддину стали приезжать другие его родственники, их друзья и друзья их друзей, но, к разочарованию хозяина, никто из них не привозил с собой больше никаких гостинцев ему.
В конце концов, Насреддин так устал от таких гостей, что вообще никого не хотел принимать у себя. Но как раз в этот момент в дверь снова постучали, и во дворе Насреддина Афанди возник очередной незнакомец, который представился — Я друг друга одного друга того твоего родственника, который приезжал недавно к тебе с уткой. – И он поспешил пройти в комнату и сесть за стол, где удобно расположившись, стал ждать появления на столе ужина.
Насреддин Афанди ушел и вернулся уже с тарелкой, которую он поставил перед своим новым гостем. – Что это? – спросил незнакомец, заглянув в тарелку и увидев там простой кипяток. – Это суп супа того супа из той самой утки, которую привез мой родственник, друг друга твоего друга – многозначительно ответил Насреддин».
Несколько анекдотов о Ходже Насреддине.
«На берегу моря почувствовал ходжа жажду и немного испил соленой воды. Жажда, конечно, не только не утихла, а, наоборот, в горле у него еще больше пересохло и затошнило. Он прошел немного вперед и нашел пресную воду. Вдосталь напившись, он наполнил водой тюбетейку, потом понес и вылил воду в море. «Не пенись и не вздымайся, — обратился он к морю. — Нечего понапрасну кичиться перед людьми; попробуй, какой бывает настоящая вода!»»
***
Пришел ходжа с товарищем в Конью для учёбы; товарищ, увидев минареты (а до того он их никогда не видел), в удивлении спросил: «Как это их делают?» — «А ты и не знаешь? Эх, ты! — заметил ходжа. — Очень просто: выворачивают наружу внутренность колодцев».
***
«Вздумал ходжа заняться торговлей солеными овощами. Накупил он все, что нужно для этого, и даже осла. Когда они подходили к домам, где у них брали соленья, или попадали на бойкие улицы, осел, не давая ходже выговорить слово: «Соленья», — начинал по привычке реветь по-ослиному, и у ходжи слова застревали в горле. Вот только ходжа собрался на бойком месте громко закричать: «Соленья, соленья!» — осел опять упредил его и заревел. Ходжа рассердился и сказал: «Послушай, товарищ, ты будешь продавать соленья или я?»»
***
«Ходжа бежал изо всех сил, выкрикивая эзан. Когда у него спросили, зачем он так делает, он отвечал: «Хочу узнать, как далеко разносится мой голос»»
***
«Однажды ходжа хотел сесть на лошадь, но никак не мог на нее взобраться. «Эх, старость!» – со вздохом заметил ходжа. Но оглянувшись и увидев, что рядом никого нет, спокойно добавил: «Хотя, правда, я и в молодости-то был не очень прыткий».
***
«Как-то раз богатые люди пригласили ходжу на званый обед. Он надел поношенное платье, и никто не обратил на него внимания. Тогда он незаметно выбрался из-за стола, пришел домой, облачился в пышные одежды, сверху накинул еще шубу и вернулся. Почтительно встретили ходжу хозяева дома и посадили за почетный стол. «Пожалуйста, ходжа, отведайте!» – говорили они, указывая на блюда, от одного вида которых у правоверных текли слюнки. В ответ на это ходжа поднес блюдо к рукаву шубы: «Прошу, шубейка!» – «Что ты делаешь, ходжа?» – удивились хозяева. «Раз почет шубе, пусть она и кушает», – заявил ходжа».
***
«Встретил как-то Насреддина приятель, который давно его не видел.
— Ну, как дела?
— Все в порядке, — говорит Насреддин. — На все деньги, которые у меня были, я купил пшеницы. Весь урожай, который получился, я отвез на мельницу. Из всей муки, которая получилась, испек хлеб. А весь хлеб, какой вышел, у меня в желудке».
***
«У соседа Афанди была сварливая жена. Спасаясь от её
брани, он частенько приходил к Афанди и жаловался:
— Зачем только я женился? Жил бы спокойно без жены и
горя бы не знал.
— Жена, конечно, зло,- отвечал Афанди. — Но зло необходимое».
Помимо анекдотов Афанди, Таджикистан, Узбекистан и Иран предложили включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО музыкальный инструмент «Рубаб» и совместно с Ираном Таджикистан предложил также включить в данный список праздник «Сада».
В ближайшее время в ЮНЕСКО будут отправлены соответствующие документы о включении в данный список национального вида песнопения таджиков «Фалак».
Ранее в список Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены древний город Саразм (2010), Национальный парк Таджикистана и Памирские горы (2013). Позже в 2016 году ЮНЕСКО номинировал в список нематериального культурного наследия «Оши палав», а в 2018 году в этот список было внесено искусство вышивания узоров «Чакан».