(27 мая 2015) Как ожидается, тоннель “Истиклол”, соединяющий север Таджикистана с югом страны, будет закрыт с 15 июня на ремонтные работы.
Об этом сообщил представитель министерства энергетики Ирана на перевале “Истиклол”, Наримон Ризои. По словам представителя Ирана, ремонтные работы продолжатся внутри тоннеля 90 дней. За этот период иранская компания “Собир” должна завершить бетонные работы опор тоннеля, его боковых стен ипотолка, должны быть установлены приборы освещения. Ризои отметил, что за 90 дней внутренняя часть тоннеля должна стать такой как тоннели “Шахристон” и“Шар-Шар”, которые были построены китайскими компаниями.
По согласованиюс заинтересованными структурами Таджикистана для продолжения работ в течение 15 часов, а именно с 6 утра до 22 ночи будет закрыт проезд грузовогоавтотранспорта по тоннелю. Проезд легковых машин будет осуществляться через перевал Анзоб.
Министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода, который беседовал с Радио Озоди находясь на перевале, сказал, что старая дорога с северной части до начала перевала очищена и отремонтирована, в ближайшие дни такая же работа будет проведена и с южной части перевала до насаленного пункта Майхура, откуда она присоединится к основной дороге.
О ремонтных работах внутри тоннеля объявлялось и в прежние годы, но результатов не было. Ризои говорит, что «в прошлом население и правительство настаивало, чтобы одновременно осуществлялось передвижение транспорта в оба направления, поэтому сотрудничество не получилось. В нынешнем году все помогают, правительственные структуры прибыли сюда, чтобы наладить координацию действий, и мы на 95% обещаем, что работы будут завершены и правительство Ирана вот уже два года планирует осуществить это».
Ризои сказал, что в прошлом все работы по тоннелю находились в компетенции компании “Собир”, но теперь правительство Ирана назначило его своим представителем и координатором в тоннеле.
“Так как с тоннелем связывают имидж Ирана в Таджикистане, мы должны довести стройку до конца, так же как и другие тоннели Ирана, и этот тоннель будет таким же, как тоннель “Шахристон” и “Шар-Шар” в Таджикистане.
После завершения строительных работ останутся работы по освещению и вентиляции воздуха, и Иран финансирует половину работ.
После завершения строительства тоннелей “Шахристон” и “Шар-Шар” китайцами, население Таджикистана поставило под вопрос способности Ирана построить тоннель “Истиклол”.
Ризои признал, что Иран не смог своевременнополностью закончить это строительство, и теперь надеется, что население окажет помощь, а передвигающийся транспорт не будет мешать строительным работам, чтобы больше не поднимался вопрос об авторитете Ирана
Иран и Таджикистан выделил на стройку по 3 миллиона долларов, и использование этих денег началось. Кроме того, достигнуто соглашение о выделении еще 8 миллионовдолларов на заключительные работы в тоннеле, такие как установка освещения, а также вентиляторов. Ризои сказал также, что для завершения строительства тоннеля предусматривается выделение еще 22 миллионовдолларов.
Как ожидается, финансовые вопросы и завершение работ будут обсуждаться в ходе визита министра энергетики Ирана Хамида Читчиён в Таджикистан, который начнется через три недели.
По мнению иранского инженера в Таджикистане Саида Асгари, строительные работы в тоннеле возможны, но при этом он упомянул сложные географические условия местности.
Однако министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода считает, что затягивание строительства связано с условиями в Таджикистане.
“В то время требования и условия были другие, и мы старались как можно быстрее пробурить тоннель и наладить постоянную связь с севером страны. Не было современной техники и оборудования.Строительство дополнительного тоннеля не предусматривало установки систем вентиляции воздуха. Теперь этот проект подготовлен с учетом современных требований ”.
Бывший министр транспорта Таджикистана Низом Хакимов 29 июля соли 2013 года на пресс-конференции в Душанбе заявил: мы предложили правительству подписать соглашение с иранской компанией “Собир”. Но если они не хотят выполнить работу, пусть отдадут место другим.
Ганджалзода, признался, что такие мысли есть, но Иран готов финансировать проект. 50% средств выделит Иран, оставшиеся 50 % — должна выделить таджикская сторона.
Иранская сторона объясняла затягивание работ отсутствием альтернативной дороги, чтобы не было помех строительным работам.
Косими Бекмухаммад, эксперт по вопросам Ирана говорит, что тогда Иран очень хотел иметь важный проект в Таджикистане, о начале его эксплуатации было объявлено преждевременно.Но спустя какое-то время, население не смогли передвигаться по нему.
Спустя десять лет, этот незавершенный проект в обществе Таджикистана считается неудачными проектом Ирана, сравнивая его с тоннелями, построенными Китаем в Таджикистане.
Тоннель “Истиклол” был сдан в эксплуатацию 23 марта 2006 года незавершенным. Его строительство началось в в последний год Советского Союза, в 1989 году и после обретения независимости в годы гражданской войны был приостановлен. И только в 2003 году при финансовой и технической помощи Ирана и строительной компании “Собир” строительные работы возобновились. Иран выделил 31 миллион доллар, из которых 10 миллионов долларов – безвозмездная помощь.
Сейчас в представлениях людей этот проект закрепился как незавершенный “монумент”-Ирана в Таджикистане.
Нурмухаммади Холзода