(10 февраля 2015) В Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицина состоялась премьера документального фильма «Камиль» — работы таджикского режиссера Сафарбека Солиева.
Почему параллели между эпох? Потому что все повторяется. Первая самостоятельная картина Камиля Ярматова «Эммигрант» осталась актуальной и по сей день. Каждый из нас пропускает подобные фильмы через призму своего восприятия. Все мы духовные мигранты… Кочующие из одного мира в другой. Блуждающие, но корнями тянущиеся к дому, к истокам. Ярматов был новатором, первопроходцем, основоположником только формирующейся таджико-узбекской кинематографии, делающей свои первые неуверенные шаги. Заложил мощный фундамент — впоследствии его труды были оценены Государственной премией СССР. Его работы попали в 20-ку мировых шедевров.
Известный режиссер Али Хамраев в своем интервью в фильме «Камиль» говорит: «Камиля Ярматовича я запомнил, потому что в маленьком дворике мечети Шайхантаур, когда он появлялся, все на него смотрели. Все кто были во дворе. Он был очень красив. У него была такая шевелюра льва. Волосы красивые. Лицо точеное. И глаз такой орлиный, взгляд пронзительный».
По праву рождения сын мингбаши, полковника царской армии, начальника Канибадамского уезда, впоследствии стал бойцом Красной Армии. Переформирование мировоззрения, а возможно поиск истины. Во всем его творчестве прослеживается четкая линия бунтарско-революционного протеста. Все же он был революционер в душе, и пронес это чувство через все свои работы. Они пронизаны этой энергетикой. В любом случае эта переоценка подарила нам потрясающего человека. Аристократа и гурмана искусства. Вот что говорит в фильме Николай Изволов, киновед: «Лев Кулешов понимал с кем имеет дело, а Ярматов человек с очень интересной биографией. А биография всегда накладывает отпечаток на человека — на его поведение, на то как он говорит, как он ведет себя с другими. Думаю что именно это, в первую очередь, и было интересно Кулешову. Очевидно, в их случае, имело большое значение некая классовая солидарность. Они поняли друг друга. Они оба маскировались под «своих» людей, скрывая свое благородное происхождение…». Аристократизм в волевом лице, в порывистости движений. Просматривая кадры фильма невольно ловила себя на мысли — потрясающая харизма, сильный испепеляющий взгляд, умение подчинить себе массу. Не каждому дано последнее. С подобным либо рождаются, либо не имеют совсем. И движение. Вечное стремительное движение, когда остановиться и передохнуть невозможно. Такая энергетика присуща людям полностью, с головой, ушедшим в свой мир.
Другой кинорежиссер Эдуард Хачатуров в фильме вспоминает: «Мы как-то были в Канибадаме, сидели в чайхане в обеденный перерыв, я, Мирон. И вдруг он мне говорит — посмотри вон туда. Я повернул голову. Там сидел человек с короткой стрижкой, с плоским лицом, широким носом, полуседой бородой. Он (Камиль Ярматов) говорит, когда я был начальником ЧОНа, он пришел ко мне, а он был с другого берега, на одном берегу была советская власть, а на другом еще власть Селимхана, пришел ко мне, снял с плеча мешок и высыпал на стол 12 голов тех бандитов, которых мы искали. Я говорю вот этот человек? Он говорит да, вот он. Вот, что это были за времена, вот кто такой Камиль Ярматов».
Интересны воспоминания детей в этой череде событий. Кемаль Мачерет, выросший в окружении матери, бабушки, тети, вспоминал моменты своей жизни с легкой улыбкой. Обаятельный, красивый человек с живейшей мимикой приводил пример похода в музей Третьяковской галереи, когда бабушка сказала внуку, что поведет показать ему отца. Мальчик был обескуражен, когда вместо отца его подвели к картине «Демон» — Врубеля. «Вот твой отец» — сказала бабушка. Из его воспоминаний ясно вырисовывается картина страха близких людей, что его непременно заберут. Страха перед волевым характером Камиля Ярматова. Возможно здесь следует искать корни того, что ребенок был лишен общения с отцом в том привычном понимании как это должно происходить в обычных отношениях в семье. Много лет спустя, Кемаль, уже повзрослев, делится воспоминаниями с долей иронии о годах своего младенчества и юношества.
Некоторые моменты его личной жизни порождают много вопросов. На протяжении всего фильма отслеживается четкая линия той «легкости», с которой он расставался с женщинами. Хотя личная жизнь героев подобного масштаба всегда оставляет послевкусие непонятного содержания (не в плохом смысле). Особенно поразил момент признания дочери режиссера Гульнары, ее обиды, когда она поменяла фамилию на Пулатова. Острота ее боли, внутренней обиды оставила чувство недоумения в самом начале. Когда она описывала горечь от его пустого взгляда в коридоре, словно он прошел мимо пустого места. Сложно представить реакцию обычного человека в такой ситуации. Любил ли он ее мать меньше той женщины, что шагала с ним в тот момент рядом? Вряд ли… Думается, что женщины в его жизни играли роль подпитки его творчества. Своего рода катализатора энергии. Творческая личность не может жить и творить, не находясь в постоянном влюбленном состоянии. А потом пришло понимание — он был женат на своей работе. Он жил ею. И никакая женщина, не могла бы
погасить тот огонь сжигающий его изнутри. Тот голод, который он мог утолить, только окунаясь в работу. Все свое время, чувства, энергию, страсть, любовь — он отдавал любимому делу. Страсти своей жизни — кинематографу.
Поразительно обилие громких имен в процессе творчества Камиля Ярматова. Сложно определиться — его имя рядом с их именами, или их имена рядом с его именем. Но если избежать патетики и излишней велеречивости, употребляя паразитарные слова как »великий», «гениальный» и подобное в этом роде — я бы обозначила так: Они были равные. Джавахарлал Неру, Сергей Герасимов, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Владимир Гардин, Лев Кулешов. Те, с кем судьба свела его близко в творческой сфере, жизни, работе. Их признание Ярматова Мастером — наивысшая оценка пройденного творческого пути. Мало кому удавалось да и удалось на сегодня достигнуть той степени признания и успеха как смог это сделать Камиль Ярматов. Глыба, выдающая личность, почти на полвека всецело отдавшая себя служению своему выбранному пути. Описывая интересную мне личность я стараюсь избегать громких словообразований в адрес тех, чьи жизнь или творчество я пытаюсь описать. Я не даю оценок, нет, не в коем случае — только делюсь своими впечатлениями от увиденного, услышанного, узнанного. И отталкиваюсь от своих ощущений, которые так или иначе порождаются в моем сознании. Фильм захватил меня полностью, оставив тонкий след в душе — соприкосновения к потрясающей личности, о которой мало кто сейчас помнит, говорит, ставит в пример как первопроходцев и героев своего времени…
Судьбы героев фильма, раскиданных по миру волею судьбы, заставляют задуматься о бренности всего сущего. Но их объединяет одно — воспоминания. Воспоминания, центром, ядром которых был Ярматов. Сценаристы, операторы, режиссеры, актеры, близкие и родные. Ностальгическая память поколений и последователей, соприкоснувшихся и принявших участие в его судьбе.
Первая съемка с участием женщины-таджички — Софии Туйбаевой. На тот период, это было сильнейшим резонансным событием, ибо до этого времени роль женщины в традиционном обществе имела несколько иное предназначение. Помню в детстве, я любила именно этот актерский состав Туйбаева и Марат Арипов. Живая эмоциональная жестикуляция Марата Арипова в интервью вновь вернула меня в то беззаботное время. Умение изобразить характер Ярматова в мимике и при помощи голоса и эмоций — впечатляет. Настолько живым был изображен Камиль Ярматов и его подход к работе, и так профессионально это показал Арипов. Мастер требовал от актерского состава максимум. Именно тот максимум, на пределе которого работал сам. Эта та феерия чувств, гамма всесторонне развитого художественного вкуса, который требует бешеного выплеска именной в этой сфере искусства — игры роли. Когда нужно вжиться в образ героя. Полностью и безоговорочно.
Чтобы полностью ощутить атмосферу того трудного времени, когда Ярматов только начинал свой творческий путь, достаточно просмотреть моменты в фильме, где говорится о преследовании лучших людей того времени. Переход из одной эпохи в другую. Переход достаточно болезненный и сложный, оставивший неизгладимый след в памяти, как людской так и с исторической точки зрения. Репрессии кинематографистов, деятелей культуры, писателей. В этой атмосфере тотального контроля и решения судеб одним росчерком пера Камиль Ярматов сумел противопоставить свой талант как дань тому времени. Но, чтобы не уклоняться от заданной линии описания событий — в политическое русло, скажу кратко — он выжил в том сложном времени и подарил миру свое искусство. Хотя биография его достаточно богата на случаи столкновения именно в сфере политического противоборства. Это и диалог с представителем НКВД, и пленение его отца в далекие годы, где условием обмена был он сам — командир Красной Армии. Все эти события не могли не оставить след в его жизни, что впоследствии и вылилось в творческую революцию кинематографического плана. Эпизод в фильме, где показано кладбище, на котором в общей могиле погребены останки «невостребованных» прахов», среди которых Нусратулло Махсум и Шириншо Шотемур, первые руководители Таджикской ССР, ныне герои Таджикистана, меня особенно впечатлили… Сваленные вдоль забора лики святых и ангелов, каменные изваяния, лучше слов наглядно демонстрировали смутность того времени. Когда можно было сказать: «Ничто не вечно на этой земле…». Если даже чистота и невинность, которая несет облегчение пусть и в такой форме — «расстреливались» безжалостно. Изваяния проплывали перед глазами, невольно вызывая трепет и понимание безысходности. Ангелы, поверженные ангелы… Взывающие к милосердию.
Роль фильма «Камиль» в современной интерпретации я бы обозначила как наглядное пособие. Спасибо Сафарбеку Солиеву за эту картину, которая отражает целую эпоху, череду имен, которые останутся теперь в памяти навсегда, не канут в вечность, и будут нести информацию о прошлом. Таких фильмов хотелось бы больше. Фильм способен зажечь тот огонь, который будет путеводной звездой для тех, кто след в след шагает за Камилем -продолжая его дело. Будущим актерам, сценаристам, режиссерам. Тем, кто вносит в нашу жизнь нотки веры и оптимизма, чести и достоинства своими произведениями широкого плана. Ведь кинематограф это не просто обозначение явления — это среда, символ, достояние, если хотите, культурного наследия, которое мы оставляем после себя. Кино несет в себе ряд познавательных, обучающих, воспитательных факторов. Символично то, что фильм о режиссере снял режиссер. Кто знает, возможно придет тот момент, когда и Сафарбеку Солиеву предстоит стать главным героем такой же документальной работы — его последователем и учеником. Нам не дано знать предопределение свыше…
Вот что написал Валерий Рузин после показа: «Лента рассказывает о ярком, масштабном, сильном и непростом человеке, выдающимся режиссере Кямиле Ярматове. Фильм сложен из десятка интервью тех, кто его знал, работал, близких людей. Портрет получился объемный. Мы увидели не только характер и талант Ярматова, но само время вышло на экран со всеми своими зачастую противоречивыми цветами. Соратники Ярматова говорят о нем сочно и точно. Постановщик замечательных картин, актер, сценарист и красивый человек. Таджик, вынужденный покинуть родину (причина личная вражда одного из руководителей Таджикской ССР), переехать в Узбекистан, где стал руководителем киностудии, сегодня носящей его имя. А начинал чекистом. Стал создателем громадного культурного кинослоя — навсегда ставшего нашим общим достоянием. И это еще раз прекрасно показал Сафарбек Салиев».
Параллель эпох… Последние кадры фильма пронзили своей глубиной — из современности режиссер Сафарбек Солиев заглядывает в зеркало прошлого — сидящего на сиденье пассажира Камиля Ярматова. Этот момент настолько остро показывает связь времен, словно они рядом, и нет разделяющего их беспощадного барьера времени. Связь времен, связь судеб — объединенных одним огнем, одной страстью — кино, судьбой своей Родины. Эстафета подхвачена, и будет бережно передаваться из поколения в поколение. 5 лет отданной этой работе, сбору информации, подаче — нашли благодарность зрителя. Сожалею лишь об одном, что условия нынешнего времени не позволяют нашим кинематографистам в полной мере раскрыться из-за отсутствия такого «незначительного» фактора как финансирование. Сафарбек снял фильм за свой счет. Поэтому работа над фильмом растянулась надолго — целых 5 лет. Это самый сложный вопрос, исходя из которого можно прийти к выводу — будут мало работ такого плана, но они будут бесценны. Сафарбек Солиев в полной мере сумел передать на экране то, что невозможно сказать словами — жизнь, воспоминания, чувства, эмоции, боль и счастье — со причастия к тому, что несет в себе вечное. И не умирает. Память.
В начале фильма «Камиль», Сафарбек говорит: «Я ездил по миру и по крупицам собирал воспоминания людей, связанных с именем Камиля Ярматова. Он основоположник таджикского кино с нелегкой судьбой. Его вынудили покинуть Таджикистан. В принявшем его Узбекистане он 38 лет был художественным руководителем «Узбекфильма». Он вложил частицу себя в свои фильмы. Он любил людей и щедро дарил им своё внимание и любовь. Это не биографическое кино, это частицы и отголоски его образов в памяти людей. Он здесь с нами. Я вижу его». Пожалуй, завершу свои мысли словами Тонино Гуэрра — «Время сохранит то, что было достойным, а плохое сотрет в порошок…»