(28 августа 2015) 26 августа исполнилось 80 лет первому велопробегу в Таджикистане.
В 1935 году, 26 августа, от ворот городского парка культуры и отдыха города Худжанда отъехала группа спортсменов – велосипедистов по направлению в Душанбе. В неблизкий путь, протяженностью 349 километров, их пришли проводить сотни жителей города, члены пленума городского комитета комсомола, а также секретари Центрального комитета комсомола Таджикистана Герасимов и Фазылов.
По этому случаю состоялся митинг. Участников велопробега поздравил председатель спорткомитета города Вали Алиев.
Кто вошел в эту счастливую шестерку?
Командир группы А.Малышев, его заместитель, футболист Гафур Негматов, Н.Обидов. К.Усманов, А.Сизов, А.Мирсаидов. Эта шестерка худжандских спортсменов стала первооткрывателями велопути, который соединил Юг и Север Таджикистана.
Впервые о велопробеге я узнал в начале 70-х годов прошлого столетия, тогда в одном из номеров республиканской газеты «Комсомолец Таджикистана» появилась информация. В ней автор просил откликнуться очевидцев или участников велопробега по маршруту Ходжент — Сталинабад. Я заинтересовался этим сообщением и попытался организовать поиск. Беседовал с ветеранами спорта, с теми, кто стоял у истоков развития физкультуры и спорта.
— Действительно, такой пробег был, — вспоминали они, — но кто в нем участвовал, вспомнить не могли. И только спустя много лет поиск увенчался успехом. Совершенно случайно я вышел на одного из участников этого спортивного события — Гафура Негматова..
Он был моложе моего отца — Вахида Набиева, который тоже связал свою жизнь с физкультурой и спортом. Вдвоем они окончили курсы инструкторов физкультуры в Сталинабаде. Готовя материал о Г.Негматове для областной газеты «Ленинабадская правда», в его архиве я обнаружил интересный документ — удостоверение участника велопробега. «Дано настоящее удостоверение члену агитационного велопробега Ходжент-Сталинабад товарищу Г.Негматову в том, что он действительно совершает велопробег на велосипеде «Пенза» за № 8532 по маршруту Ходжент, Нау, Ура-Тюбе, Шахристан, Кшикат, Пита, Какфон, Анзоб, Зидды, Ушаты, Пучак, Сталинабад. Просьба ко всем правительственным и общественным организациям и отдельным лицам — оказывать тов. Г.Негматову возможное содействие по выполнению указанного пробега. Председатель Ходжентского Горспорткомитета (Алиев) 5 августа 1935 года».
В те годы советская промышленность была на подъеме и цена на велосипеды была доступной, их выпускали в достаточном количестве.
— Мы часто совершали длительные многокилометровые велопробеги в Коканд и Ташкент. А во время проведения футбольных матчей вся команда и болельщики отправлялись на игру на велосипедах, такие поездки совершались в Нау, Беговат, Ура-Тюбе и другие районы области, — вспоминал Гафур Негматович.
— Не помню, кому пришла в голову такая мысль — совершить велопробег по маршруту Север-Юг. После одного футбольного матча в Пролетарске мы остались ночевать в чайхане, вот после ужина и пришла мысль. Потом разговор продолжили дома. Строительство автодороги подходило к концу, а ее открытие планировалось на конец августа 1935 года. Готовиться начали с весны, кандидатов набралось десятка три, каждый кандидат проходил тщательный отбор. Кандидатов отбирал спорткомитет с горкомом комсомола, к августу осталось шесть человек, командиром назначили агронома А.Малышева, как старшего по возрасту и одного из лучших спортсменов.
Особенно тщательно готовили велосипеды, ведь ехать надо было по грунтовой дороге (об асфальте тогда только мечтали), запасались запчастями, смазывали велоцепи, подтягивали тормоза, умельцы среди ребят были отменные. Наконец, 24 августа 1935 года, состоялось торжественное открытие дороги, некогда разобщенные Юг и Север республики соединились для дальнейшего процветания. Впервые, на высоте 3500 метров, почти над облаками, прошли машины, — рассказал Г. Негматов.
Дальше приводим его воспоминания:
«А уже 26 августа, под звуки духового оркестра, в нелегкий путь отправились мы. Это был и своеобразный подвиг смельчаков, решивших отправиться в столь нелегкий путь.Дело в том, что в республиканских газетах тех лет встречались сообщения о ликвидации мелких басмаческих банд, которые рыскали в ту пору по горам. Велопробег носил агитационную цель, ведь по пути следования спортсменов были кишлаки, жители которых не знали что такое спорт и физкультура, а велосипеды вообще никогда не видели. Поэтому методист спорткомитета Орловская, через военный отдел, подготовила цикл выступлений на таджикском и русском языках. Первая остановка состоялась в Ура-Тюбе, где велосипедистов встречали звуками карнаев и сурнаев. На велосипедистах были алые ленты с надписью «Ходжент — Сталинабад». После короткой остановки снова в путь, теперь уже по горным кругам наверх — вперед. После Шахристанского перевала, высотой свыше трех тысяч метров, пошли трудности, поломки, проколы, которые тут же оперативно устранялись. В высокогорных кишлаках были оповещены о пробеге, жители, встречавшие гостей с опаской, подходили к велосипедам, называя их не иначе как «шайтан-арба». После небольшого отдыха находили площадку, доставали из рюкзака мяч и начинали играть в волейбол или в футбол.В Анзобе велосипедистов встретил ответственный работник ЦК комсомола республики, а на подъезде к столице целый эскорт велосипедистов Сталинабада. Столица готовилась к встрече, на въезде в город было многолюдно, около здания Совета народных Комиссаров (Совнарком) состоялся митинг. Спортсменов с Севера снимал оператор (может, где в архивах сохранилась эта лента).
На следующий день состоялся прием в Совнаркоме, ЦК ЛКСМ. Ходжентцы побывали на предприятиях города. Домой спортсмены должны были возвращаться на самолете, это был единственный самолет. Но так случилось, что руководителей республики срочно вызвали на совещание в Ташкент. А велосипедистов отправили домой по железной дороге в правительственном поезде.
Дома героев встречала спортивная общественность с духовым оркестром школы Бехбуди. На перроне состоялся митинг, после которого спортсмены отправились домой на велосипедах, а на следующий день их
поздравили в окружкоме с успешным завершением пробега и вручили по новому велосипеду и чесучовому костюму.
Вот так завершился велопробег Ходжент- Сталинабад людей разных профессий и национальностей. Всех объединяло стремление к преодолению трудностей и, конечно, любовь к спорту и Родине. Дальнейшая судьба участников велопробега неизвестна не всех. Командир А.Малышев погиб в годы Великой Отечественной войны. Гафур Негматов в годы войны занимался перегонкой автомашин по ленд-лизу.
После войны Г.Негматов работал в различных спортивных организациях, был судьей республиканской категории по футболу и мотоспорту. Тогда,у него в архиве я нашел снимок, сделанный в доме у футболиста, кавалера ордена Красной Звезды Рустама Долтабаева. На фотографии были запечатлены Г.Негматов, Р.Долтабоев и Д. Шарипов, тоже ленинабадский футболист. В архиве был снимок, датированный 6 ноября 1929 годом, на нем была запечатлена сборная команда Ходжента по футболу.
Умер Г.Негматов в 1984 году в возрасте 70 лет.
Источник: news.tj