(15 августа 2017) Путь в режиссуру был очень долгий: сначала Шарофат увлекалась изобразительным искусством, в частности, дизайном одежды и графикой, потом ее потянуло в сферу культурологии, которую она начала изучать в Российско-Таджикском (славянском) университете.
Культурология как одна из гуманитарных дисциплин имеет тонкую связь со всеми видами искусства, включая и кино, на котором и остановился выбор будущего режиссера. Именно тогда она написала исследование по документальному кино в культуре таджиков, параллельно работая художником по костюмам и художником-постановщиком в Театре оперы и балета им. Садриддина Айни. После окончания вуза, Шарофат Арабова продолжила изучать историю кинематографа в аспирантуре при Институте истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Академии наук Республики Таджикистан.
«К выбору режиссуры как будущей профессии, думаю, я пришла не случайно, поскольку мой отец Мамадкул Арабов был кинодокументалистом. Он является единственным фронтовым кинооператором из Таджикистана, который снимал Великую Отечественную Войну в 1941 – 1945 гг. Работал на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), Свердловской киностудии, «Таджикфильме» и «Узбекфильме». Он часто брал меня с собой на киностудию, где я наблюдала за его работой при создании фильмов. Похоже, мне судьбой было предназначено продолжить его дело. Мой путь был долгим и, в конце концов, он привел меня в мир кино» — констатировала собеседница.
Шарофат из тех молодых людей, которые видят смысл жизни в изучении чего-то нового и полезного. Будучи аспирантом Академии наук Республики Таджикистан, она решилась изучать искусство кино в стране с довольно высоким уровнем производства фильмов – в Индии. Она поступила в Индийский институт кино и телевидения (Film and Television Institute of India) в городе Пуна, где проучилась 5 лет. «За время обучения в институте, я сняла свои первые короткометражные фильмы на английском и хинди, а также дипломную работу под названием «Между», которая на кинофестивале «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» в городе Бишкек в 2013 году удостоилась гран-при, а в 2014 году на этот же фестиваль меня пригласили уже в качестве члена жюри» — добавила Шарофат Арабова.
Благодаря знанию иностранных языков, молодому режиссеру легко работается с иностранными коллегами и актерами. Она отметила, что недавно в партнерстве с киностудией «Таджикфильм» и индийской студией «Марудхар Артс» завершила свой новый короткометражный фильм «Хаёлфуруш», в котором главную роль сыграл индийский киноактер Пушпендра Сингх. Его герой – индийский эмигрант, уже несколько лет проживающий в Таджикистане и овладевший таджикской речью.
«В действительности нашему актеру пришлось выучить диалоги наизусть, так как он не говорил на таджикском. К счастью, в языках урду и хинди очень много персидских слов, что облегчило нашу задачу. Премьера фильма намечена на ближайшее время» — отметила собеседница.
Особое место в творчестве молодого режиссера занимает снятый в 2014 году полнометражный фильм «Тасфия» по мотивам новеллы Тимура Зульфикарова, который явился ее первой картиной, созданной именно в Таджикистане на национальном материале.
Сейчас Шарофат разрабатывает сценарий совместного таджикско-индийского полнометражного фильма «Парвона», проект которого был представлен на Азиатском кинорынке Пусанского международного кинофестиваля в Южной Корее.
«Каким я вижу режиссера? Это цельная, разносторонне развитая личность, поскольку киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра, музыки, необходимы знания истории, культурологии, социологии и, прежде всего психологии, которые помогают на всех стадиях создания фильма. В процессе создания фильма режиссер — и творец, и менеджер, и психолог для съемочной группы».
В 2017 году благодаря Шарофат Арабовой, которая руководит Творческим объединением молодых кинематографистов «Дебют», была открыта Школа молодых кинематографистов киностудии «Таджикфильм», где на сегодняшний день прошло обучение 14 человек. Подобные киношколе краткосрочные курсы приобретают все большую актуальность, поскольку в республике остро стоит вопрос подготовки кинематографических кадров и развития искусства кино в целом. По словам Шарофат, цель курсов «Основы кинематографа» состояла в том, чтобы научить молодых кинематографистов основам сценарного мастерства, фотографии и операторского искусства, монтажа, звукорежиссуры, продюсирования, кинокритики и самое главное, всецело самостоятельной работе на практике». Программа обучения киношколы представляет собой синтез учебного опыта, преимущественно полученного в Институте кино и телевидения Индии (FTII), в Азиатской Киноакадемии (AFA) при Пусанском международном кинофестивале в Южной Корее, Берлинской школе «Таланты Берлинале» в Германии и Летней Киноакадемии Никиты Михалкова в России. Данные курсы были профинансированы самой киностудией «Таджикфильм», как и два короткометражных дипломных фильма слушателей данной киношколы, и проводить их планируется дважды год.
«В сентябре состоится XIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино, куда я приглашена в качестве члена жюри документального конкурса. По возвращению я планирую провести в киношколе мастер-класс по документальному кино с американским кинематографистом Стивом Клэком» — отметила режиссер.
В заключение беседы наша героиня отметила, что планирует снимать больше фильмов и через них показать миру богатые национальные обряды, этические ценности, своеобразные фольклорные и музыкальные традиции родного Таджикистана, его выразительные природу и гостеприимный народ, продолжать научные исследования, а также воспитать как можно больше молодых кадров.
Необходимо отметить, что вслед после возвращения из Индии Шарофат Арабова восстановилась и окончила аспирантуру в Академии наук РТ и в 2014 году защитила кандидатскую диссертацию по истории отечественного кино, которая легла в основу монографии «История таджикского кинематографа».