(22 августа 2016) Каждый год 15 августа на постсоветском пространстве отмечается День археолога. Об истории таджикской археологии, ее последних находках мы попросили рассказать ученых Академии наук Таджикистана.
Как все начиналось
— Институт истории, археологии и этнографии был создан в апреле 1951 года в составе АН Таджикской ССР по инициативе Бободжона Гафурова, — рассказывает ведущий научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониш АН РТ, кандидат исторических наук Татьяна Филимонова. — В составе института был образован сектор археологии и нумизматики, который возглавляли такие известные ученые, как Борис Литвинский и Елена Давидович. Десятки экспедиций, возглавляемых сотрудниками отдела археологии, работали во всех районах республики, изучая стоянки каменного века, могильники и поселения эпохи бронзы, античные городища, города и селения средневекового времени.
В разные годы с середины 50-х годов расширялся ареал изучения памятников, относящихся к различным историческим периодам. Находки, полученные в многолетних раскопках десятками экспедиций, стали основой для создания Музея древностей Таджикистана. Неизменный интерес у посетителей вызывают реконструкции погребений «принцессы Саразма», статуи Будды в нирване, пенджикентской настенной живописи, резного дерева из Бунджиката, ганча из Хульбука и многое другое.
Современный период
— В последние годы идет кропотливая работа по восстановлению пробелов в истории таджикского народа, — рассказывают специалисты. — Среди интересных фактов можно отметить работы гиссарской археологической экспедиции, в результате которых была открыта внешняя стена на одном из участков Гиссарской крепости. Эта стена является свидетельством того, что на участке, именуемом ныне Щутурхона, в греко-бактрийское время (III–II вв. до н.э.) существовало укрепленное городище. Другие находки говорят о том, что его жители занимались различными ремеслами, особенно, развито было керамическое производство. Изготавливали как посуду, так и терракотовые статуэтки.
По словам специалистов, интересные находки были сделаны при раскопках могильника Шохидон в Бальджуванском районе. Его исследования могут решить одну из проблем средневековой истории не только Таджикистана, но и Средней Азии в целом. В V-VI вв. н.э. на руинах Кушанского царства загадочное племя эфталитов создает свое государство. Они оставили мало свидетельств о своем происхождении, своей материальной и духовной культуре, и это порождает много вопросов.
— В настоящее время в Таджикистане работают две международные экспедиции, в состав которых входят таджикские ученые и специалисты из Немецкого археологического института (Берлин), — рассказывает Т. Филимонова. — Одна из них исследует предполагаемый зороастрийский храм, который располагается у современного селения Хушдилон (Дангаринский район). Доказательством этого предположения являются находки, в числе которых — большие каменные чаши, которые устанавливались перед входом в храм или непосредственно у алтаря для совершения омовений, и маленькие каменные чаши, которые использовались для приготовления священного напитка зороастрийцев – хаумы. Также были найдены многочисленные каменные базы, на которых устанавливали колонны для поддержания сводов монументальных сооружений, и маленькие базы для домашнего алтаря огня.
У селения Сариджар (Ховалингский район) второй международной экспедицией изучается поселение эпохи поздней бронзы (конец II тыс. до н.э.). Наиболее впечатляющими находками являются хорошо сохранившиеся гончарные печи оригинальной конструкции, не имеющей аналогов на сопредельных территориях.
Археолог указывает, что в непосредственной близости от этого погребения были обнаружены также захоронения, которые определены как неолитические. Для них характерно положение погребенных со слегка согнутыми ногами, а в одном случае, руки захороненного лежат в области тазобедренных костей. Подобное положение тела известно также по находкам из некрополя Сараи Хола III, возле Таксилы в северном Пакистане. Положение погребенного на дне ямы показывает сходство этого захоронения как с южно-таджикским, так и с пакистанским.
— Нельзя исключить и того, что эти захоронения могут датироваться греко-бактрийским временем, — считает немецкий археолог М. Тойфер. — Можно предположить, что захоронения из Сараи Хола III, Хумлы VI, Хатала, Кучук-тепе, Гелота и Сариджара свидетельствуют о возрождении или восстановлении погребального обычая, забытого после походов Александра Македонского.
Статуэтка эпохи бронзы (II тыс. до н.э.) из могильника Гелот
Могильники эпохи бронзы
На окраине райцентра Фархор международной экспедицией, состоящей из сотрудников Института истории АН РТ, Института востоковедения РАН (Москва), Института материальной культуры (Санкт-Петербург), Музея восточного искусства (Рим), Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург), недавно поведены раскопки могильника эпохи бронзы.
По словам ученого, в течение двух месяцев экспедиция работала на территории Фархорского района, и на основании археологических находок она представила заключение, что первые следы освоения человеком этой территории зафиксированы на двух неолитических стоянках VI-V тыс. до н.э., расположенных на береговых террасах реки Сурхоб в местности Макони морон. На этом же участке фиксируются памятники, относящиеся к последующим историческим этапам. Это — курганный могильник и поселение, получившие название Макони морон (конец II тыс.- начало I тыс. до н.э.).
Эти раскопки закрыли ранее существовавший значительный пробел в истории. Ранее для южного Таджикистана были известны памятники поздней бронзы, в настоящее время дата появления племен сдвигается намного вглубь веков, а если точнее — в начало III тыс. до н.э. Среди находок — керамические сосуды, каменные жезлы, которые, как считают ученые, можно сопоставлять со знаками царской власти — курильницы, бусы и др.
В последние годы той же группой активно изучаются могильники эпохи бронзы в районе селений Гелот и Дарнайчи, где открыты погребения, оставленные племенами трех миграционных волн, прокатившихся по территории современного Таджикистана.
Как считают исследователи, материалы, полученные в процессе раскопок могильников Гелот и Дарнайчи, показывают, что в этом регионе во второй половине II тыс. до н.э. происходит наиболее тесный контакт мигрировавших сюда земледельческих, скотоводческих и степных племен, что прослеживается в типовом наборе керамики. Находка редчайшей мраморной статуэтки, ближайшие аналогии которой можно найти только на памятниках иранского плато, говорит о дальних торговых и культурных связях.
По словам российских специалистов, основными задачами экспедиции были поиск памятников бронзового и раннежелезного века и исследование могильников «вахшской культуры» в бассейне реки Кызылсу, которые датируются второй половиной II тыс. до н.э. Для археологических исследований были выбраны лёссовые холмы в окрестностях кишлаков Гелот и Дарнайчи Восейского района.
«Среднеазиатские Помпеи»
По словам археологов, сотрудники Государственного Эрмитажа и Института истории АН РТ продолжают раскопки на знаменитом пенджикентском городище, которое ученые называют «Среднеазиатскими Помпеями». В последние годы на городище было найдено несколько помещений, расписанных настенной живописью – в несколько ярусов стены были расписаны рядами тюльпанов. Это довольно символический сюжет, поскольку этот весенний цветок олицетворял пробудившуюся природу и был связан с празднованием нового года – Навруза.
Всемирную славу Пенджикенту принесло открытие уникальных памятников согдийского искусства — настенной живописи и резной скульптуры. Благодаря детальному изучению этих фресок, проведенному А.М.Беленицким и Б.И.Маршаком, Пенджикент стал подлинной сокровищницей согдийской живописи доарабской эпохи.
— Другим объектом является крепость Хисорак, расположенная в Горной Матче, где найдены уникальные деревянные палочки с согдийскими письменами. Раскопки помещений показали, что они были украшены резными деревянными конструкциями, на которых был вырезан растительный и зооморфный декор, ничем не уступающий найденным во дворцах правителей Согда, — говорит Т.Филимонова.
Между тем
Существует несколько версий происхождения праздника День археолога. До сих пор трудно сказать, почему датой празднования стало именно 15 августа. Скорее всего, это число не было связано с какими-то значимыми событиями или открытиями из мира археологии. Версии возникновения этого праздника являются достаточно забавными.
Одна из них гласит, что 70 лет назад в этот день молодые археологи, работавшие на раскопках в Новгороде, захотели организовать собственный праздник. Они предложили руководителю своей экспедиции отметить день рождения коня Александра Македонского — Буцефала. Возглавлял эти раскопки знаменитый учёный А.В. Арцеховский, который согласился с таким необычным предложением. Затем это празднование стало ежегодным и переросло в профессиональный праздник всех археологов.
Согласно другой версии, в этот день ежегодно отмечался день рождения выдающегося археолога Т.С.Пассек. По третьей версии, впервые этот праздник в СССР отмечался в 1947 году в отряде волго-донской археологической экспедиции. Остается непонятным, какая из этих версий соответствует действительности. Но в настоящее время этот праздник отмечается всеми археологами на постсоветском пространстве.